Browse the glossary using this index
Special |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
J |
K |
L |
M |
N |
O |
P |
Q |
R |
S |
T |
U |
V |
W |
X |
Y |
Z |
ALL
Автономия - стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения
|
|
Адаптация - процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде
|
|
Акцентуация - понятие, означающее чрезмерную выраженность, заострение отдельных черт характера и их сочетаний, представляющее крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями
|
|
Амбидекстрия - врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью
|
|
Аномалия - отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность
|
|
Анорексия - комплекс симптомов неправильного пищевого поведения, представляющий реальную опасность для жизни человека;
- упорное стремление к снижению веса путём целенаправленного длительного самоограничения в еде, обусловленного страхом перед ожирением и прибавлением массы тела
|
|
Ассоциации - отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно-психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать «первую пришедшую в голову» реакцию)
|
|
Астения - нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, крайней неустойчивости настроения, нарушения сна
|
|
Атаксия - нарушение согласованности движений различных мышц при условии отсутствия мышечной слабости; одно из часто наблюдаемых расстройств моторики
|
|
Аутизм - детское психическое расстройство, проявляющееся в социальном отчуждении личности, ее уходе от социальных контактов, ориентации индивида лишь на собственные искаженные критерии оценки событий, неадекватном эмоциональном реагировании
|
|
Аутоагрессия - агрессия, направленная на самого себя
|
|
Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, взрывного характера, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов
|
|
Безнадзорность - отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям
|
|
Беспризорность - полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства
|
|
Буллинг - длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации
|
|
Валидность - обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях
|
|
Воспитание - специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств
|
|
Воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека
|
|
Гиперактивность - состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной
|
|
Девиантность - социологический термин, обозначающий поведение, отклоняющееся от социально приемлемых стандартов и ролевых ожиданий
|
|
Дезадаптация - частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды; нарушение адаптации
|
|
Депривация - сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные
|
|
Деспотизм - один из второстепенных симптомов кризиса 3-х лет, при котором ребёнок требует постоянное внимание к себе (к примеру: мать не должна уходить из дома, быть рядом с ребенком. когда он этого хочет, ему должны достать все. что он требует, кушать только то, что он хочет)
|
|
Децелерация - замедление темпов физического роста у детей
|
|
Деятельность - подчиненная определенному мотиву целенаправленная активность субъекта, обеспечивающая удовлетворение каких-либо потребностей
|
|
Дидактогения - психогения (от эмоциональной реакции, дающей сдвиг в настроении личности и коллектива, до болезненного состояния), вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя;
- болезнь, возникающая в результате школьного обучения
|
|
Дисграфия - нарушение письма, сопровождаемое заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов. Обусловлено нарушением системы речевой в целом
|
|
Дискалькулия - нарушение, при котором у человека отмечается неспособность к счету и решению каких-либо задач, требующих выполнения арифметических действий
|
|
Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению
|
|
Дисморфофобия - психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела; обычно начинается в молодом или подростковом возрасте
|
|
Достоинство - уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория, характеристика человека со стороны его внутренней ценности, соответствия своему предназначению
|
|
Запущенность - отклоняющееся от нормы развитие и поведение ребенка, возникшие по педагогическим причинам: плохо скоординированного и противоречивого воспитания; безнадзорности, беспризорности и бесконтрольности
|
|
Застенчивость - индивидуальное поведение, обусловленное состоянием психики и проявляющееся скованностью, боязливостью, нерешительностью, напряженностью, неловкостью, вследствие собственной неуверенности или недостатка социальных навыков
|
|
Идентичность - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний
|
|
Изоляция - исключение индивида из обычных отношений
|
|
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
|
|
Интеграция - процесс, имеющий своим результатом целостность, объединение в единое целое
|
|
Интеллект - совокупность качеств и свойств личности, определяющих способности к мыслительной деятельности
|
|
Инфантилизм - незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам
|
|
Инфантильность - характеристика личности, выражающая незрелость ее психологического развития, сохранение черт, присущих более ранним возрастным этапам
|
|
Клевета - распространение оскорбительной и неправдивой информации
|
|
Компенсация - сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма
|
|
Коррекция - исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий
|
|
Кризис - состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека
|
|
Культура - совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности
|
|
Лень - отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности;
- универсальное средство защиты от бесполезного труда
|
|
Моббинг - притеснение, дискриминацию кого-либо со стороны одного человека или, преимущественно, группы
|
|
Мотивация - побуждение к действию;
- психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость;
- способность человека деятельно удовлетворять свои потребности
|
|
Нападки - постоянные изнурительные атаки (harassment), повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву
|
|
Невроз - совокупность психогенных, функциональных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к длительному течению
|
|
Негативизм - отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого
|
|
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесс обучения (неделя, четверть)
|
|
Норма - статистическое понятие: то, чего много, что относится к середине распределения; состояние организма или органа, которое не нарушает его функционирования
|
|
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций
|
|
Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения
|
|
Обучение - специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества
|
|
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга
|
|
Одаренность - качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности
|
|
Оптимизм взгляд на жизнь с положительной точки зрения, уверенность в лучшем будущем |
|
Педагогика - наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим
|
|
Педология - направление в науке, активно развивавшееся в 20-30-е гг. XX в., ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка
|
|
Перепалка - обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми
|
|
Перфекционизм - психологическое состояние, выражающееся в убеждении, что идеал существует, и что его можно достигнуть; в патологию превращается, когда неидеальный результат не принимается и категорически отторгается
|
|
Пессимизм - отрицательный, негативный взгляд на жизнь
|
|
Правило - требование для исполнения неких условий всеми участниками какого-либо действия
|
|
Привычка - автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью (напр., делать зарядку по утрам, быстро ходить и т. д.)
|
|
Принцип - основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям
|
|
Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта
|
|
Произвольность - сознательная саморегуляция поведения, опосредствование своей деятельности как внешней, так и внутренней
|
|
Противоречие - движущие силы развития психики, личности и группы
|
|
Профилактика - установка, сглаживание, устранение причин, условий и факторов, вызывающих отклонения в развитии и социализации ребёнка
|
|
Психогигиена - наука о сохранении и достижении психического здоровья
|
|
Психология - наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных
|
|
Психопатии - психические расстройства, при которых наблюдается стойкое нарушение характера и поведенческих тенденций, затрагивающее несколько сфер личности
|
|
Психосоматика - направление, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний
|
|
Пубертат - период полового созревания (возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков), характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма
|
|
Реабилитация - восстановление утраченных функций;
- в социальном аспекте - это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.
|
|
Рефлексия - способность направлять мыслительный процесс на собственное сознание, поведение, накопленные знания, совершенные и будущие действия; процесс осознания и оценки собственных мотивов, действий
|
|
Самолюбие - чувство собственного достоинства, обычно сочетающееся с повышенным вниманием ко мнению о себе окружающих
|
|
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам
|
|
Самоутверждение - поведение, направленное на утверждение собственной значимости, установление права
|
|
Своеволие - склонность действовать, поступать по своей воле, по своей прихоти, а также поведение, поступки, совершаемые по своей воле, прихоти
|
|
Сепарация - отделение, выделение себя ИЗ. Это путь взросления и созревания личности. Итог её – независимость (финансовая и эмоциональная), уверенность в своих силах, чувство собственной ценности, понимание своих желаний, спокойствие и удовлетворенность
|
|
Сознание - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу
|
|
Социализация - процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями
|
|
Социофобия - иррациональный страх попасть в различные ситуации, связанные с социальным взаимодействием, или находиться в них. Речь идет о ситуациях, которые в той или иной мере связаны с контактами с другими людьми: о публичных выступлениях, выполнении своих профессиональных обязанностей, даже о простом нахождении в обществе людей
|
|
Среда - то, что окружает человека. Социальный аспект характеризует совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение
|
|
Статус - положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии
|
|
Стресс - ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету
|
|
Толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям
|
|
Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок
|
|
Трудновоспитуемость - та, или иная степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них
|
|
Убеждение - элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности; направляет поведение и волевые действия
|
|
Упрямство - поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему
|
|
Фобия - симптом, заключающийся в возникновении при определенных обстоятельствах неконтролируемого страха
|
|
Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям
|
|
Хейзинг - разновидность детского и молодёжного насилия, представляющего собой современный эквивалент обряда и инициации
|
|
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека
|
|
Эгоизм - поведение, целиком определяемое мыслью человека о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других людей
|
|
Эгоцентризм - фактическая неспособность индивида рассматривать иную точку зрения, как заслуживающую внимания; восприятие своей точки зрения как единственно существующей или даже единственно возможной;
- характеризует возрастную норму для детей дошкольного и начала младшего школьного возраста
|
|